Подготовила воспитатель Макарова А.Г.
Игра - является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Для формирования гуманистического воспитания я предлагаю применять игру уже с раннего детства. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти.
Недостатки семейного воспитания (особенно когда ребенок воспитывается в конфликтной, аморальной, асоциальной семье); упущения педагога содействуют развитию в характере дошкольника таких качеств как грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающим.
Как правило,в образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми, особенно в настоящее время. Тема очень актуальна.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через :
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
В выстраивании своей дальнейшей работы я руководствуюсь следующим определением гуманности. Гуманность - это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группы людей или живое существо), представленная в сознании и поведении переживаниями сострадания, сочувствия, сорадования и содействия, соучастия.
Структура гуманности как стержневого социально-личностного свойства включает:
- представления о гуманистических ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в социальной среде;
- эмоционально-ценностное, осознанное и активное отношение к окружающим на основе гуманистических идеалов, ценностных ориентиров, принципов;
- гуманистически ореинтированное поведение личности по отношению к социальным объектам и субъектам действительности.
Проявление гуманности как свойства личности:
- заботливость о других - склонность проявлять заботу, то есть внимание, сочувствие, желание помочь;
- взаимопомощь - как объединение людей для более успешного и эффективного развития;
- доброжелательность - как стремление человека быть открытым другим людям;
- милосердие - как добродетель, исполняемая посредством телесных и духовных дел;
- альтруизм - как бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага.
Механизмы социализации, лежащие в основе гуманности:
- подражание гуманным поступках взрослых;
- социальная ориентация - восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего существа;
- эмпатия- эмоциональная идентификация: сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения;
- нормативная регуляция поведения - следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам;
- саморегуляция поведения и социального взаимодействия -самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций.
Пути формирования гуманности как свойства личности в целевом ДОУ:
- организация социально содержательного, повседневного общения ребенка с окружающими людьми, совместной деятельности;
- организация целенаправленной социализации ребенка в условиях образовательного процесса, осуществляемого в Доу то есть воспитание и обучение;
- поощрение социальной активности ребенка опосредованная педагогическим воздействием .
Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста:
- Ранний возраст: стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.
- Младший возраст: проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, партнеру по совместной игре. На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.
- Средний возраст: постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя.
- Старший возраст: осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения.
Возможности игры в воспитании гуманности:
1.тематика, сюжет игры способствуютпривлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам;
2.роль в игре позволяет ребенку моделировать социальную действительность;
3.правила игры позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений;
4.игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя;
5.рефлекация игрового опыта позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки с правилами и требованиями к гуманномуповедению.
В своей работе я применяю сюжетно – ролевую игру «Семья».
Возможности сюжетно-ролевой игры «Семья» в воспитании предпосылок гуманных отношений и поведения детей младшего дошкольного возраста:
- Содержание игры отражает собой взаимодействие людей, основанное на гуманистических ценностьях- забота о другом;
- Роль, предлагаемая ребенку для выполнения, предполагает необходимость выполнения игровых действий, направленных на помощь другому;
- Правила игры ориентируют ребенка на построение гуманного игрового образа;
- Игровые действия позволяют ребенка создать нравственный образ, отражающий собой гуманистические ценности;
- Игровое взаимодействие позволяет ребенку моделировать простейшие варианты гуманного поведения, использовать доступные средства;
Этапы развития игры на основе технологии «Лесенка успеха»:
- Этап подготовки к игре/ педагог - «артист», ребенок-«очарованный зритель».
- Этап обучения игре/ педагог и ребенок - «активные собеседники».
- Этап развития игры как самостоятельной деятельности/ педагог «дирижер», ребенок - «заботливый исполнитель».
- Этап развития игры как творчества ребенка/ ребенок «артист», педагог - «очарованный зритель».
Подготовительный этап - первая ступенька «лесенки успеха».
Содействовать своевременному переходу игры предметно-отобразительнойк сюжетно-ролевой как форме передачи отношений в семье; организации предметной игровой среды; разумному размещению предметов в игровой среде; развитию индивидуальных игр, игр рядом;выполнению ролевых действий и способов решения игровых задач.
Развивать интерес к сверстнику как социальному существу; формировать первоначальный опыт восприятия и узнавания эмоциональных состояний сверстника по ярко выраженным внешним признакам; побуждать эмоциональную отзывчивость на состояния близких взрослых и сверстников; обогащатьпредставления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы окружающими людьми, знакомить с элементарными правилами поведения в среде сверстников.
Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:
- Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;
- Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и содержанием;
- Демонстрация образцов гуманного поведения взрослыми и игровыми персонажами;
- Игры - инсцинировки с игрушками по мотивам сказок, сюжетов произведений; (Я применяю сказки «Теремок», «Курочка – Ряба», «Бобовое зернышко» и. т. д.)
- Чтение детьям произведений, потешек, наполненных гуманистическими образами;
- Реализация групповых традиционных встреч;
- Использование жизненных и специально созданных ситуаций;
- Рассматривание иллюстраций с социальным содержанием;
- Положительная оценка поступков детей, имеющих гуманистическую направленность; (Перед коллективом хвалю ребенка, чтобы все видели).
- Рассматривание домашних фотографий, иллюстраций, отражающие проявление заботы;
- Поощрения элементарных объединений детей для выполнения совместных заданий;
- Дидактические игры с гуманистическим содержанием.
(«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Убери в комнате», « Моем руки правильно» и. т. д.)
Основной этап - вторая и третья ступеньки «лесенки успеха».
Содействовать становлению и развитию игры как формы, передающей родственные взаимоотношения; овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности как форме выражения отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми; поддержке объединения детей в игру по собственной инициативе; воплощению игровых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Насытить содержание новыми элементами сюжета, включение в содержание дополнительных ситуаций, в отношении игрушки и сверстника; наполнение игровых действий, побуждение детей к придумыванию новых сюжетов и действий; привлечение внимания сверстника; формирование опыта участия в оценке результатов игры.
Заключительный этап - четвертая ступенька «лесенки успеха».
Содействовать развитию и совершенствованию игры как формы передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье; овладению представлениями о взимоотношениях между людьми, о взрослой трудовой деятельности; объединению детей в совместную деятельность; обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Создавать игровые и жизненные социальные ситуации, для проявления гуманности; дополнительные условия для развития и обогащения творческой игры.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие воспитательной работы. Итогом проведенной мною работы с использованием сюжетно – ролевых игр стало уменьшение конфликтных ситуаций между детьми. Возрос интерес у детей к участию в коллективных играх, те дети которые мало участвовали в совместных играх и не любили ходить в детский сад стали позитивнее относиться к играм и изменили свое отношение к детскому саду.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать средством формирования гуманных межличностных отношений у дошкольников.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М, 1998.
2. Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006.
3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.
4.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986. 5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С.- 31-40.
6.Короткова Н. А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4. - С. 43 - 45.
7. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989. |