Игра – один из видов детской
деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В
игре ребенок развивается как личность, у него формируются те психические
процессы, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и
трудовой деятельности, его отношение с людьми.
Умение играть возникает не путем
автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно
приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослыми
в предлагаемые детям игры будет зависеть сюжет и содержание игры.
Например, к концу третьего и в
начале четвертого года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют
различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок,
умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем
и четвертом году жизни, при условии правильного руководства играми, уже
способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным
действием-жестом (обозначающим умывание) или, не производя действия, заменить
его словом (кукла уже сама умылась).Затем постепенно зарождаются предпосылки
сюжетно-ролевой игры. Теоретически каждый ребенок может взять на себя любую
роль – мамы, библиотекаря, шофера…Однако, взяв на себя роль, он должен ее
реализовать через общение с окружающими. Если партнеры по игре не обладают
необходимым объемом знаний, игра ломается.
Часто родители плохо представляют
себе воспитательную ценность игры и ее возрастные особенности, а отсюда и
равнодушие, ограничивающее педагогическое влияние на игры лишь покупкой детям
игрушек.
Развитие ребенка в игре
,происходит прежде всего за счет
разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание
(подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные).
Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников.
В игре ребенок познает окружающий мир.
Для развития детской активности
необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям по их
смысловому назначению. Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка
достаточно 2 – 3 игрушек, имеющих между собой открытую смысловую связь
(например, кубики и машина-грузовик, кукла и посуда). По мере овладения
способами деятельности усложнение происходит за счет увеличения количества
игрушек. Старшие дошкольники могут самостоятельно конструировать
предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы. Воздействие
взрослого при этом направлено на организацию и проведение подготовительного
периода игры.
Подбирать для игр ребенка следует
те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Многие дети
не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы.
Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда. Такое использование
в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все
взрослые понимают
это.
Дидактические игры можно
разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным
материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с природным материалом: «Чьи
это детки?», «С какого дерева лист?»
Настольно-печатные – парные картинки,
лото, домино.
Словесные – «Где был Петя?».
«Назови одним словом», «Похож – непохож», «Летает- не летает».
Игра развивает и радует
ребенка, делает его счастливым. |