Питание и здоровье детей

"Организация питания детей в детском саду в адаптационный период"

Снижение аппетита – проблема, с которой сталкиваются родители, когда их ребенок идет в детский сад. Чтобы она не переросла во что-то более серьезное, родителям нужно помочь адаптироваться малышу к новым для него условиям жизни.

Будет ли малыш есть в детском саду?

     Это зависит не только от обслуживающего персонала дошкольного учреждения, но и от родителей. Причин тому, что малыш в первые дни отказывается от еды, может быть несколько: напряженное эмоциональное состояние ребенка, непривычные блюда, неумение есть самостоятельно. Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать и об этой проблеме.

Как подготовить малыша к питанию?

     Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду.  График кормления ребенка лучше согласовать с детским садом, в который он ходит. Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. Дети тяжело отвыкают от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок пойдет в садик.

      Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы.

Не перекармливайте малыша!

     В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд нормирован. Объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Так, суточное потребление продуктов в граммах для детей составляет от 1000 до 1700 г.

Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление.

     Нередко мамы, считая, что их ребенок недоедает, дают ему значительно больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно,   в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется его организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст. Тогда объем получаемой пищи в саду и дома не будет сильно отличаться.

     Постепенно отучайте малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается.

     Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада.

     Ежедневно включайте в него мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки и витаминные напитки. Не следует предлагать одни продукты чаще других.       Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то блюд, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.

     После 1,5 лет рацион питания малыша должен быть достаточно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое борщи, супы-пюре, пюре, компоты, кисели, запеканки и прочее. Ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома.

     Также стоит придерживаться и некоторых правил приготовления еды в домашних условиях. Блюда в детском саду нежирные, в основном готовятся на растительном и сливочном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями. После подобных приправ желание есть простую пищу пропадает. Если в вашей семье, кто-то предпочитает так питаться, то для малыша лучше готовить отдельно.

Научите ребенка есть самостоятельно

     Одна из причин отказа детей от еды в детском саду – неумение пользоваться вилкой или ложкой. Если малыш после 1,5 лет все еще ест с вашей помощью, постепенно приучайте его к самостоятельности. Ребенок, попадая в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки. Замечено, что дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться), значительно быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что новички едят довольно медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома старайтесь, чтобы уже с 2-х лет ребенок ел вместе с вами, родителями, за общим столом. Кроме того, обед или ужин в детском коллективе до поступления в детский сад также будет для малыша неплохим опытом.

     Обращайте внимание на то, как долго ребенок находится за столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Еще дома малыш должен научиться укладываться в эти временные рамки.

Первый день – он трудный самый

     Первые дни пребывания ребенка в детском саду самые сложные. Незнакомый коллектив, отсутствие мамы, смена привычного уклада жизни. Все это сказывается на эмоциональном состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может и вовсе пропасть. Мало того, некоторые новобранцы отказываются от еды и дома.

     Поэтому питанию малыша в первые дни посещения им детского сада следует уделять больше внимания. Специалисты советуют в этот период готовить дома для ребенка более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Вместо привычных макарон и каш следует чаще готовить салаты и овощные блюда. Обязательно в рацион малыша следует включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Откажитесь на время от сладких поощрений. Они не обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, перебивают аппетит ребенка, так что он может отказаться от полноценного ужина дома.

А вот завтраком в первые дни ребенка лучше кормить дома, предупреждая воспитателя о том, что он уже поел.

Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Продукты, бывшие в дневном рационе ребенка, за ужином лучше не повторять. При поступлении маленького человека в группу, предупредите воспитателя о  привычках своего чада. Для новичка в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, но накормить его – обязанность воспитателя или младшего воспитателя. Помните, что заставлять малыша делать что-то по-новому нельзя. Это может вызвать у него отрицательное отношение к детскому саду и нежелание его посещать. Новые привычки и умения закладываются постепенно. Если вы не смогли сформировать их до детского сада – не спешите!

И помните, чем младше ваш малыш, тем больше требуется времени для его подготовки.

 

Растительный белок в рационе ребенка

 

Растительные продукты, богатые белком, занимают достойное место в рационе взрослых благодаря своей высокой питательности при малой калорийности и отсутствии насыщенных жиров. Однако не все они однозначно полезны маленьким детям.

Продукты, о которых идет речь, это, конечно, бобовые и орехи. Все они богаты белком, витаминами, некоторые еще и полезными жирами, однако их влияние на детский организм заставляет специалистов назначать возрастные рамки, до которых детям их есть не рекомендуется либо вообще, либо в значительном количестве.

Трудные бобы

Фасоль, горох, чечевица, соя, арахис и т.п. по содержанию белка не уступают мясу, содержат витамины, кальций, фосфор, магний, натрий, железо и цинк. В соевых бобах есть еще и ненасыщенные жиры, а зелёный горошек также содержит витамин С.

Однако все они трудны для переваривания. Поэтому знакомство с бобовыми педиатры советуют начинать с полутора лет ребенка, добавляя пюре из бобовых небольшими порциями в более легкое овощное пюре. Протертый фасолевый или гороховый супчик можно начинать давать с трех лет, но не каждый день.

Помните, что для питания маленьких детей лучше использовать молодые (зеленые) бобовые в свежем или замороженном виде, так как они более легки для пищеварения, чем сушеные плоды.

Коварные орехи и семечки

Любое семя или орех – кладезь энергии, витаминов и микроэлементов, белков, жиров и прочих питательных веществ, но белок орехов часто вызывает аллергические реакции, поэтому вводите их в рацион надо осторожно.

Дошкольникам орехи дают в небольшом количестве (буквально 2-3 штуки), под наблюдением взрослых: возможна не только аллергическая реакция, но и механическое нежелательное воздействие, ведь орехом легко подавиться. Начинать знакомство с орехами можно с ореховой пасты, давая ее в небольшом количестве с полутора лет, а с пяти лет можно давать орехи по 15-30 г в день.

Доза орехов и семян должна быть небольшой: по горсти (которая умещается в ладонь Вашего ребенка). Помните, что орехи очень калорийны – до 700 ккал на 100 г.

Неподходящие грибы

Грибы содержат меньше белка, чем, например орехи: в среднем количество белка составляет около 2%, причем его значительная часть не усваивается организмом. Так как грибы перевариваются не очень хорошо, в рационе маленьких детей они должны присутствовать нечасто. Впервые добавлять в рацион питания ребенка лучше всего грибы, выращенные в искусственных условиях (вешенки, шампиньоны, лисички), приблизительно с пяти лет.

Затем можно вводить лесные грибы можно использовать только самые благородные и известные. Вы должны быть абсолютно уверены в экологической безопасности места, где их собирали.

Грибы важно правильно подготовить: у белых – отрезать корешки, удалить испорченные и червивые места; со шляпок сыроежек и маслят счистить кожицу, все грибы тщательно промыть; сушеные перед приготовлением еще и замочить на 3-4 часа в чистой холодной воде.

Дети и вегетарианство

Хотя растительные источники белка – довольно сложные продукты для детского пищеварения, многие последователи вегетарианства готовы растить своих детей без животных белков. Наименее вредной для детей из видов вегетарианских рационов ведущие педиатры нашей страны считают оволакто-вегетарианскую диету, которая включает в себя молочные продукты и яйца. В этом случае человек получает достаточное количество пищевых волокон, легкого для усвоения молочного белка и белка яиц, содержащих незаменимые аминокислоты.

Строгое вегетарианство детям категорически не подходит, так как может спровоцировать развитие анемии (из-за недостатка усвояемого железа и витамина В12), рахита и задержки роста (из-за дефицита факторов роста: белка, цинка, витаминов В6, В12).

Если ребенок сам отказывается от мяса, проследите, чтобы он при этом употреблял в достаточное количество рыбы, яиц и молочных продуктов. Можно дополнительно предлагать ему растительные источники белка, например, соевые продукты.

Важно знать: полное вегетарианство не оказывает положительного действия на детей, они не становятся здоровее, не болеют реже и не растут лучше.

Питание и здоровье детей дошкольного возраста

Известно, что любому организму для жизнедеятельности нужны белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.

Белки служат пластическим материалом, т.е. входят в состав клеток, тканей, принимают активное участие в образовании ферментов, гормонов, антител, в кровотворении. Когда белка в крови становится очень мало, вода перестает удерживаться в кровеносном русле и выходит в ткани – как следствие возникают голодные отеки (человек в буквальном смысле «пухнет от голода»). В суточных рационах для детей предусмотрено не только общее количество белка но и доля белка животного происхождения, которая составляет 70-75% для детей раннего возраста, 60-65% дошкольного возраста и не менее 50% - для школьников. Для ребенка раннего возраста очень ценны белки молочных продуктов, так как они легко перевариваются и ассимилируются в организме. Белки в основном содержаться в молоке, твороге, мясе, яйцах, рыбе, крупах и хлебе.

Жиры в основном обеспечивают энергетические траты и участвуют во многих жизненноважных функциях организма: входят в состав клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов. Количество калорий, образующееся за счет жиров, должно составлять 40-50% от суточной калорийности рациона детей раннего возраста и 30% от рациона школьников.

Углеводы – главный источник энергии. Они богаты клетчаткой, способствующей процессам пищеварения. Потребность в углеводах превышает потребность в белках и жирах в 4-5 раз. Однако не следует чрезмерно увлекаться углеродистой пищей. Необходимо предусмотреть качественную характеристику углеводов, входящих в состав рациона ребенка. Всасывание и утилизация такого углевода, как глюкоза, осуществляется очень быстро.

Минеральные вещества – обязательная составная часть рациона ребенка. функции их многообразны: они необходимы для адекватного роста и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной тканей, а так же правильной работы органов пищеварения. При недостаточном поступлении в организм тех или иных минеральных веществ возникают тяжелые нарушения различных видов обмена. Для детей очень важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний.

Вода участвует во всех обменных процессах благодаря растворению в ней многих химических веществ, транспортирует тканям и клеткам необходимые для их жизнедеятельности вещества и уносит из клеток продукты обмена. Следует помнить, что ребенок очень чувствителен как к обезвоживанию, так и к избытку воды.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости он нуждается.  Возрасте 1-3 лет необходимо 100 мл., в 3-7 лет – 80, а более старшим детям – 50 мл на 1 кг массы тела сутки. Потребность ребенка в воде в основном удовлетворяется за счет жидкости, входящей в состав пищи.

Витамины служат регуляторами обменных процессов, играют немаловажную роль в повышении сопротивляемости, тесно связаны с процессами роста и развития организма. Витамины и витаминоподобные вещества представляют собой группу разнородных органических веществ, которые не синтезируются в организме с пищей. В связи с этим представляет особую важность определение необходимых суточных количеств витаминов для детей различных возрастных групп.

Основную часть суточного рациона питания не менее 70% дети получают в ДОУ, поэтому организация питания там соответствует следующим принципам:

  1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей.
  2. Сбалансированность рациона по всем основным питательным веществам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  5. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, не допустимых для употребления дошкольниками.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных блюд).
  7. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности.

Дети дошкольного возраста очень подвижны, любят подвижные игры, уверенно ходят, бегают, они впечатлительны, эмоциональны и любознательны, запас знаний и умений у них постоянно обогащается. Чтобы восполнить большие затраты энергии и обеспечить потребности дальнейшего роста и развития, детям крайне необходим постоянный приток энергии и всех питательных веществ, единственный источник которых полноценное, адекватное возрасту детское питание.

Таким образом, важными составляющими правильной организации питания являются:

  1. Режим приема пищи в течение дня.
  2. Адекватное распределение продуктов питания.
  3. Объем пищи.
  4. Суточная калорийность пищи между отдельными ее приемами.